«Люди говорят, что граффити — это ужасно, безответственно и по-детски. Но это только в том случае, если оно сделано должным образом.» Роберт Бэнкс
«Люди говорят, что граффити — это ужасно, безответственно и по-детски. Но это только в том случае, если оно сделано должным образом.» Роберт Бэнкс
В первом материале я начал показывать вам разные граффити и привёл часть информации об этом художественном направлении Граффити — искусство в массы
Продолжаем знакомство с историей граффити.
Средневековые граффити на Руси
У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число, около 300 граффити XI–XV веков, имеется в соборе св. Софии в Киеве, содержащих как рисунки, так и (чаще) текст.
Они повествуют о политических событиях прошлого, упоминают исторических лиц: князя Ярослава Мудрого, его сыновей Святослава и Всеволода, внуков Святополка и Владимира Мономаха, епископа Луку Белгородского, воеводу Ставра Горядитинича и других.
Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить время сооружения собора и выполнения его внутренней отделки.
Также древнерусские граффити выявлены на стенах памятников архитектуры Киева: Кирилловской церкви, Михайловского собора Выдубицкого монастыря и некоторых киевских Пещер.
Около 1915 года в Киеве был найден фрагмент корчаги с граффити XI века, ныне хранящейся в Историческом музее.
Большей частью древнерусские граффити — это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание — молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и записи типа «здесь был такой-то», и народные заклинания. Многие граффити содержат точную дату и являются важным историческим, лингвистическим и палеографическим источником.
Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о разговорной речи и свидетельствуют о довольно широком распространении бытовой письменности на Руси.
Возрождение
Когда художники эпохи Ренессанса, такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, Гирландайо или Филиппино Липпи, спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стиль в своих работах.
Новое время
На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона. Лорд Байрон оставил свой след на одной из колонн в храме Посейдона на Мысе Сунион в Аттике, Греция.
Примеры граффити также можно встретить в Америке — это знаменитый Расписной камень, национальный межевой знак на Орегонской тропе. В Германии на стенах Рейхстага до сих пор остались граффити, оставленные советскими солдатами.
Зарождение современного граффити
Появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США.
Однако зарождение граффити-движения в современном его понимании связано с деятельностью политических активистов, которые использовали граффити для распространения своих идей.
Также граффити наносились уличными группировками, такими как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, DTBFBC, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию.
К концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые теги, исполненные райтерами из Нью-Йорка, которых звали Cornbread, Cool Earl, Topcat 126. Райтера Cornbread часто называют одним из основателей современного граффити.
Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии, штат Пенсильвания, в Нью-Йорк.
Райтеры стремились оставить свои теги везде, где только можно, притом максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление.
В это же время граффити стало чаще появляться в метро, чем на городских улицах. Райтеры начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах.
Внимание граффитчиков постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. Именно тогда сформировались ключевые принципы современного понятия «бомбинг».
К 1971 году манера исполнения тегов меняется, они становятся более изощрёнными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити.
Художники усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным, но кроме этого они стали заметно увеличивать размеры букв, толщину линий и использовать контур для букв.
Это привело к созданию в 1972 году больших рисунков, так называемых «masterpieces» или «кусков». Считается, что райтер Super Kool 223 первым стал исполнять подобные «куски». Источник. Продолжение в 3 части.
А теперь моя тревел подборка.
г. Лондон, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
г. Бамако, МАЛИ
г. Малабо, ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ
г. Эн-Наджаф, ИРАК
г.Боровск, РОССИЯ
г.Лиссабон, ПОРТУГАЛИЯ
г. Кемерово, РОССИЯ
г. Прага, ЧЕХИЯ
г. Кито, ЭКВАДОР
г.Сантьяго, ЧИЛИ
г. Новокузнецк, РОССИЯ
г.Курск, РОССИЯ
г. Воронеж, РОССИЯ
г. Орёл, РОССИЯ
г. Тула, РОССИЯ
г.Мариго, СЕН-МАРТЕН
г. Петропавловск-Камчатский, РОССИЯ
о. Джерба, ТУНИС
На этом всё! Спасибо за внимание. Надеюсь вам что-то понравилось из представленного. Продолжение следует…